четвер, 9 грудня 2010 р.

Цим есе автор починає цикл роздумів присвячених темі Любові у філософському аспекті, яку він досліджує протягом вже трьох років...

ORDO AMORIS 
Несколько слов о Любви
                                                            или
                                                            зачем что-то знать о Ней?…

«Не Любит тот, кто не Любит всегда!»
Аристотель
Часто приходится слышать от друзей и знакомых, студентов (и даже профессоров, преподователей) по факультету, в общем, от тех, кого встречаю на своем жизненном пути «почему Ты «выбрал» Любовь?». Они мне говорят, что  люди Любят себе и все, а что еще надо?...Конечно не согласится с этим нельзя ведь «Люби и делай что хочешь!» - призывает людей блаженный Августин.


Но позвольте все-таки сказать о том, что значит Любить и состояние Любви, используя опыт философии Любви, которая вобрала в себе в первую очередь практику Любви. Ведь в мире сейчас столько сложено суевереий, лжеистин о ней, что можно только увидеть Любовь «сквозь тусклое стекло», а не широкими глазами.
Знать о Любви можно лишь посредством Любви. Еще философ-досократик Эмпедокл писал «Любовью познается Любовь». Если мы Любим кого-то, значит, мы знаем что это. А знания о Любви, они в какой-то мере еще больше увеличивают, но не Любовь, а желание Любить.
Дело в том, что сказать слова в жизни человека «я Тебя Люблю», намного сложнее бывает, а точнее намного ответственнее, чем сдать гос. экзамен или полететь первому в космос. Ведь, действительно может быть такая ситуация у людей как в той песни, когда «сказать Люблю и жизни всей нам будет мало»; не потому, что не хочется, а потому, что человек должен осознавать, что сказав «я Люблю Тебя» уже даже нет Я и ТЫ, а есть МЫ. Любовь – это самое что ни на есть философия МЫ.
Кто-то мне возразил как-то, что таким образом убирается индивидуальность, личность. Но нет, подобное может говорить только тот, кто был влюбленным, но не Любил…отнюдь нет! Так как МЫ – это не какая-то абстракция, а это означает, что оно (МЫ) не могло бы появится без Я и Ты. Как Я исчезло для Ты, так и пришлось Ты исчезнуть для Я. Личность не убирается, не заменятся, а преображается. Человек, как тот платоновский Эрос-путешественник, находя свою половину между небом и землей, качественно меняется; Благодаря второй половине мы становимся действительно тем, кем мы, по сути, есть». Именно Любовь решает главную задачу философской антропологии, которую сформулировал Г. Плеснер: «стать тем, кем Ты есть»; только Любовь способна на такое чудо – открыть, раскрыть, показать, кто мы на самом деле.
Однако тут вспомнилось мне еще часто распространенное мнение, что Любовь, значит – это ощущение праздника праздников, торжества из торжества. Отнюдь нет, любовь – это не «праздник», а  вот влюбленность – да; последняя есть цветочно-конфетным периодом формирования языка Любви (Флиер Я.Т. Любовь как культура // Общественные науки и современность. 2005 - № 4). Любовь же –  это повседневная неповседневность, тогда как влюбленность – это неповседневная повседневность. Любовь подобна строящемуся дому, а значит  Она - это труд, а субъект и объект Любви – это строители, которые выстраивают Ее.
О Любви нельзя говорить, что она зла или слепа, прекрасная или красивая или еще что-нибудь; Любовь выше все этого; она вне этого – она просто Любовь и все (без всяких «добавок», «вставок», «приложений»).
Позвольте закончить словами, что Любовь – это ответ Ты на вопрос Я; это вера надежда Я в Ты. Поэтому желаю тем, кто прочитает сие, не бояться знать о Любви, ведь познаем настолько, насколько Любим.

P.S. будут вопросы или замечания пишите: ordo-amoris@yandex.ua

2 коментарі:

  1. як на мене, то це все дуже складно, але...для себе я зробила деякі висновки

    ВідповістиВидалити
  2. Ти, Я, Воно(Ми)-Мартін Бубер гарно розкриває питання "двоєдиного" в своїй праці "Я і ти")

    ВідповістиВидалити